Главная    История     Церковно-приходская школа     Храм в нашей жизни     Фотолетопись     Обратная связь

21 ноября Святая Православная Церковь славит
Архистратига Небесных Сил Архангела Михаила

Архангел Михаил

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 Сегодня, 21 ноября, Святая Церковь совершает празднование Собора Архистратига Божьего Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В этот день православные обращаются к Небесному Воинству для того, чтобы особенно почувствовать его благодатную силу. Небесное Воинство является для нас особым оплотом нашей жизни, дает возможность почувствовать молитвы святого Архистратига Божьего Михаила и всех чинов ангельских, которые представляют собой оплот в деле нашего спасения.

 В день Собора Архистратига Божьего Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных мы чувствуем их благодатную помощь и надеемся на то, что они дадут каждому духовное торжество и спасение жизни.

 Мы испытываем благодатную помощь от них и, обращаясь каждый понедельник к Небесным Силам, надеемся на их предстательство перед престолом Божьим, которое они постоянно совершают о каждом из нас.

 Это особый праздник для всего православного мира. Каждый человек знает, что нас хранит Небесное Воинство. Самые близкие из них к нам – это ангелы, которые являются хранителями человеческой жизни. Они являют нам помощь, поэтому каждый человек ежедневно призывает Ангела-Хранителя.

 Дай Бог каждому из нас, чтобы на пути у нас всегда был Ангел-Хранитель, который бы проявлял заботу о человеческой душе, берег наш мир, силы. Поэтому, когда человек отправляется в путь, мы всегда должны желать ему помощи Ангела-Хранителя, который сохранит его от многих бед, напастей, искушений, коих в сегодняшнем мире очень много.
Мы всегда просим Господа о том, чтобы наши Небесные Силы всегда нам невидимо служили, укрепляли в нашей духовной жизни, давали возможность победить искушение, супостата. Ограждая себя крестным знамением, призывая на помощь Небесное Воинство, мы чувствуем их защиту, оплот, ограждение.

 Дай Бог, чтобы в нашей жизни мы всегда ощущали ту благодатную помощь, которую оказывает нам все святое Небесное Воинство.

 Сегодня Небесное Воинство хранит не только каждого из нас, но и все отечество наше от врагов видимых и невидимых.

 Духовный благодатный опыт показывает, что без Божьей помощи, без молитвы святых Небесных Сил мы не смогли бы жить на земле. Они заботятся о человеке, спасают человека от греха и смерти.

 Мы будем призывать и дальше Небесное Воинство помогать человеку, не отлучаться от него, а, напротив, помогать каждому человеку нести его жизненный крест. Призываю всех, чтобы вы не только в понедельник, когда все мы обращаемся к Небесным Силам, но и на протяжении каждого дня обращались к Ангелу-Хранителю за помощью, чтобы чувствовать, как Небесные Силы постоянно соприкасаются с нашей жизнью, укрепляют нас в вере. Только под защитой Небесных Сил человек сможет продолжить свой жизненный путь на земле.

Аминь!

Отец Сергий


 Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил

Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил

 Основой церковного учения об ангельской иерархии является написанный в V в. трактат христианского богослова Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии“ (греч. – “Περί της ουρανίας», лат. – «De caelesti hierarchia»). Согласно Священному Преданию, святому Дионисию Ареопагиту, ученику апостола Павла, было явлено таинственное учение об ангельском мире, которое он записал и передал Церкви.

 Православная Церковь учит, что ангельская иерархия состоит из трех триад.

 Первая, высшая – это Серафимы, Херувимы и Престолы. Все они находятся в непосредственной близости к Богу, им доступно прямое ведение Божественных тайн. Шестикрылые Серафимы (евр. – пламенеющие, огненные), о которых сказано у пророка Исаии, пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней. Херувимы (евр. – колесницы) – духовные существа, которых пророк Иезекииль видел в образах человека, вола, льва и орла. Эти символы означают, что Херувимы сочетают в себе качества разумности, повиновения, силы и быстроты. Херувимы предстоят престолу Божию, являются духовной колесницей Всевышнего, поэтому Бога именуют «сидящим на Херувимах». Они ниспосылают премудрость и просвещение для богопознания низшим чинам. Некоторые Херувимы именуются Престолами, поскольку на них не чувственно, а духовно, особым обилием благодати почивает Сам Бог.

 Среднюю триаду составляют Господства, Силы и Власти. Господства владычествуют над последующими чинами ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу. Силы творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Они помогают людям в несении трудов, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество. Власти имеют власть укрощать силу дьявола. Они отражают от людей бесовские искушения, оберегают подвижников, помогают им в борьбе со злыми помыслами. Им принадлежит также власть над силами природы, например ветром и огнем.

 Низшую триаду составляют Начала, Архангелы и Ангелы. Начала начальствуют над низшими ангелами, направляя их деятельность на исполнение Божественных повелений. Им поручено управлять Вселенной, охранять страны, народы и племена. Начала учат земные начальства исполнять свои обязанности не ради выгод и личной славы, а во всем искать славы Божией и пользы ближних. Архангелы (греч. «арх» – главный, старший; старшие ангелы) благовествуют о великом и преславном. Они открывают тайны веры, пророчества и волю Божию людям, т.е. являются проводниками Откровения. Ангелы наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют в добродетелях и святой жизни. Ангелы охраняют верных, удерживают нас от падений, восставляют падших.

 Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архангел Михаил – верный служитель Божий, предводитель всего Небесного Ангельского Воинства, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими павшими духами, поэтому Православная Церковь называет его Архистратигом Небесных Сил. Митрополит Антоний Сурожский так говорит об Архангеле Михаиле: «Михаил – слово еврейское, оно значит „Никто как Бог“ и выражает все стояние великого Архангела, когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в некоторой, хотя бы тварной, обособленности и самостоятельности, и когда встал великий Архангел Михаил и произнес одно это слово, которое определило все для него: „Никто как Бог“, и утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало его хранителем врат райских. „Никто как Бог“ – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует».

 На иконах Архангел Михаил изображается в латах, с пламенеющим мечом в руке. Он попирает дракона, который знаменует собою зло. Архистратиг не перестает воевать с духами зла и тьмы, ограждая верных чад Божиих.

 В заключение отметим, что в православной церковной традиции каждую неделю совершается седмичный богослужебный круг, в котором понедельник посвящен Небесным Бесплотным Силам. А потому помимо поста в среду и пятницу, определенного уставом Церкви, существует монашеская традиция поститься в понедельник (ведь монашество, по учению Православной Церкви, – это равноангельское служение), которую соблюдают добровольно многие верующие. Это – ангельский пост!

Московская обл., г. Пушкино, мкрн. Клязьма, ул. Лермонтовская, 20