Главная    История     Церковно-приходская школа     Храм в нашей жизни     Фотолетопись     Обратная связь

Вселенские Соборы 

Вселенские Соборы  

 Православная Церковь с древнейших времен празднует память святых отцов Семи Вселенских Соборов и отдельно – память святых отцов каждого Вселенского Собора. В этом ряду особо важен день празднования памяти святых отцов Первого (Никейского) Вселенского Собора, созванного святым императором Константином Великим в 325 г. в городе Никея, который был расположен недалеко от восточной столицы Римской империи – Никомидии. Именно на этом Соборе был составлен Символ веры.

 Семь Вселенских Соборов – это становление Церкви, ее догматов, определение основ христианского вероучения. Очень важно, что в самых сокровенных, догматических, законодательных вопросах Церковь никогда не брала в высшие авторитеты мнение одного человека – было определено и по сей день так и остается, что авторитетом в Церкви считается ее соборный разум.

 Православие – это бесценный дар, великое сокровище, данное Богом человеку. Православная вера есть та самая небесная истина, которую Сын Божий – Превечное Слово Божие – принес на землю. «Я на то родился, – говорит Он в Евангелии, – и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине». Христос пришел в мир, чтобы открыть нам истинное учение о Боге, о мире, о человеке, о Царствии Божием и о спасении. И без знания принесенной Христом истины невозможно нам спастись.

 Эту истину ближайшие ученики Господа, Его апостолы, по слову святого Иринея Лионского, положили в Церковь, как в некую сокровищницу, где она хранится и откуда каждый может черпать ее во спасение. Потому и называет апостол Павел Церковь «столпом и утверждением истины».

 В Евангелии Господь говорит: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Это и есть пророческое указание, что, хотя жизнь Церкви Христовой на земле будет проходить в трудной борьбе с врагом спасения, победа будет на ее стороне. И если мы посмотрим на историю Церкви Христовой, то увидим, что от самой ее колыбели и до нашего времени дьявол ведет против нее непрекращающуюся войну, применяя самые изощренные тактики, самые разнообразные виды оружия.

 В первые три века христианской истории дьявол пытался уничтожить Церковь чисто физически – стереть ее с лица земли, воздвигая против нее кровавые гонения. Когда же это не удалось, враг кардинально изменил тактику – стал вести брань изнутри, посевая различные ереси и лжеучения. Так в истории Церкви началась новая эпоха – эпоха Вселенских Соборов и борьбы с ересями.

 Ересь – это искажение богооткровенного учения, повреждение небесной истины, принесенной на землю Христом. Часто такое повреждение было весьма тонким, почти незаметным, и это неудивительно, ведь дьявол – большой мастер изощренных подделок и обманов.

Вселенские Соборы

 Первый Вселенский Собор – великая веха в истории Церкви.

 Он был созван Константином по причине смертельной опасности, угрожавшей Церкви со стороны арианской ереси. Родоначальником и распространителем этой ереси был Арий – священник одного из храмов столицы Египта Александрии. Красноречивый, богословски образованный, он проводил строгую жизнь и пользовался в Церкви большим авторитетом.

 Суть ереси Ария сводилась к следующему: он учил, что Сын Божий, ставший человеком Иисусом Христом, не был истинным Богом, равным Отцу, как это исповедует Православная Церковь, но был высшим творением Бога Отца. Арий учил, что Отец перед тем, как сотворить Вселенную, сотворил Своего Сына для того, чтобы Он был посредником между Богом и создаваемым миром. Следовательно, Сын Божий, по учению Ария, – это хотя и высшее, но все-таки творение, ничем принципиально не отличающееся от других Ангелов и Архангелов.

 Такое учение совершенно ниспровергало христианство, уничтожало его в корне, в самой глубокой основе. Богословы говорят, что арианство низводило его на уровень обычного монотеизма, каковым являются, например, ислам или иудаизм. Между тем христианство – это религия бесконечно более высокая, оно есть чудо из чудес и тайна из тайн. Бог, Создатель Вселенной, стал человеком – что может быть более чудесного, более значимого, более великого и непостижимого? Ведь чудо вочеловечения Бога означает полный переворот в мире, истории, самой Вселенной. И конечно, такого же переворота христианство требует от каждого человека – оно требует совершенного изменения его жизни, совершенного преображения его самого. «Если Бог стал человеком, то и человек должен стать Богом», – говорили святые отцы. Христианство требует от человека подвига – подвига ответной любви на бесконечную любовь пришедшего к нему не Ангела, не Архангела, но Самого Господа Бога.

 Может быть, именно в этом и заключалась главная уловка, главный крючок дьявола, спрятанный в арианской ереси, которая отменяла бесконечную требовательность христианства к человеку и делала его удобной и приятной религией.

Вселенские Соборы

 Вероятно, именно по этой причине у Ария нашлось очень много последователей, особенно среди людей богатых и имевших власть. Его поддерживали многие весьма влиятельные иерархи и государственные люди. В Церкви Христовой началась великая смута. Она нарастала все больше и больше и, наконец, приобрела такие масштабы, что под угрозой оказалось само существование Церкви. Чтобы положить этому конец, император Константин решил созвать Вселенский Собор, в котором приняли участие более 300 епископов из всех областей империи.

 Среди участников Собора были великие столпы православия – святители Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Иаков Низибийский, Осия Кордубский, Евстафий Антиохийский, Афанасий Великий, тогда еще диакон, и многие другие. Немало было на соборе и исповедников веры, пострадавших от страшных гонений Диоклетиана. Некоторые из них пришли туда с выколотыми глазами, другие – с сожженными руками, ногами или другими искалеченными частями тела. Когда эти великие люди входили в зал заседаний, император Константин встречал их с необыкновенным почтением и лично приветствовал, целуя как святыню их выколотые за исповедание Христа глаза, сожженные и изувеченные части тела.

 Собор проходил в летние месяцы, его заседания часто были непростыми и бурными. Ариане не хотели отступаться от ереси, и на соборе происходила непрерывная упорная борьба. Милостью Божией и молитвами присутствовавших великих святых православие восторжествовало, а ересь была осуждена и предана анафеме. Собор утвердил православный Символ веры – тот самый, который мы поем за каждой литургией. Деяния и постановления Собора император повелел разгласить на всей подвластной ему территории, и было тогда поистине великое торжество православия, и великая радость разнеслась до самых отдаленных уголков огромной Римской империи…

 Братья и сестры! Не нужно думать, что догматы веры не играют большой роли в деле нашего спасения. Некоторые, например, говорят: «Какая для простого человека разница, исходит ли Дух Святой только от Отца, как учат православные, или от Отца и Сына, как говорят католики и протестанты? Главное – верить в Бога, молиться, делать добро, ходить в храм, и этого достаточно». Но те, которые так говорят, глубоко ошибаются. Невозможно человеку спастись без истинной веры, без правых и неповрежденных ее догматов. Невозможно это потому, что спасает нас Дух Святой, Который есть «Дух Истины», и Он не живет там, где есть извращение истины, где допущена ложь в догматах веры.

 Потому и боролись святые отцы даже до смерти за истинные православные догматы, ведь без них ни спасение, ни приближение к Богу невозможно. Потому также и дьявол старался с великим упорством насадить ереси, ибо он знал, что без истинной веры человек встает на путь ложной духовности и идет к своей гибели. А иначе, если бы от догматов не зависело спасение, разве стал бы он тратить на это столько сил?

 Не нужно также думать, что ереси и лжеучения есть дело давно минувших веков и к нам они не имеют отношения. Это не так, ереси живы и в наше время, их распространителями сегодня являются, например, всевозможные секты, чье вероучение часто состоит из ядовитой смеси тех самых древних ересей, которые были преданы анафеме на Вселенских Соборах. Например, арианство является составной частью вероучения всем известной и чрезвычайно активной секты «Свидетелей Иеговы». От этих ересей нужно бежать, как от огня, иногда не только в переносном, но и в буквальном, прямом смысле. В житии преподобного Антония Великого описан случай, как однажды к нему пришли ариане, чтобы спорить о вере, но он не захотел спорить, а побежал от них прочь, сказав, что их слова – как ядовитые змеи.

 Действительно, ереси – это ядовитые змеи, от укуса которых человек может умереть для вечной жизни и стать добычей гибели и ада. Зная это, будем всеми силами хранить истинную православную веру, твердо держаться спасительных ее догматов, переданных нам великими, святыми и богоносными отцами, часто без колебания жертвовавших жизнью ради истины Христовой. Будем подражать им в их святой ревности, ибо тогда и мы, подобно этим великим мужам, станем сосудами Благодати и Истины, тогда и мы войдем туда, куда вошли они, – в небесные обители света, в Царство Христово.

Текст подготовила Екатерина Малеванная

Московская обл., г. Пушкино, мкрн. Клязьма, ул. Лермонтовская, 20